графика
Приветствую Вас Гость

Меню сайта
Категории раздела
интересное [9]
статьи о фотографии [25]
Графика [9]
видео [13]
Новинки фототехники [11]
вэб дизайн [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Новинки фототехники

Выбираем объектив

postimg

ДЕК201405

В аэропорту:
—Что у Вас в чемодане?
—Камера и пара объективов. На отдых всё-таки едем.
—На отдых? Объективно говоря, для Ваших объективов придётся ещё один самолёт заказывать.

Объектив—это то, без чего камеру особые почитатели называют «тушкой» или «коробкой». В общем, особого уважения не наблюдается в этих названиях, поэтому можно сделать вывод, что объектив это нечто очень важное. На самом деле это действительно так. Объектив, если он качественный, может стоить гораздо больше, чем камера. Некоторые объективы с уникальными показателями стоят десятки тысяч долларов. Но для того чтобы отдавать такие деньги за кучку стекляшек стоит разобраться, что в них такого особенного.

Во-первых, существует несколько классификаций объективов. И все эти классификации раскрывают перед нами совершенно разные свойства и качества объектива. Но в самом общем плане объектив—это набор линз, закреплённых в оправе друг за другом. Получается, что очки уже не могут называться объективом.

Когда мы берём объектив в руки, то рано или поздно, конечно, если объектив нам понравился, и мы хотим его использовать, мы столкнёмся с тем, что камеру и объектив нужно как-то соединить и заставить работать вместе.

Крепление объектива к корпусу камеры может быть выполнено несколькими способами. Это и есть наша первая классификация. Первый способ, конечно, является самым надёжным из всех—это встроенный объектив. Его Вы не сможете поменять или отсоединить. Такой тип крепления часто используют на любительских камерах-«мыльницах». Тут уже не приходиться мечтать о новом объективе и кадрах сделанных с разным рисунком. Но и расстраиваться также не стоит: чаще всего в любительских камерах представлен больший диапазон фокусных расстояний и функций объектива, чем в профессиональных зеркальных камерах. Вы сможете фотографировать и людей, и пейзажи, и даже пчелок на цветках. А как только будете готовы к большему, то сразу же появиться необходимая техника.

Второй способ крепления объектива к корпусу камеры называется резьбовым. Он называется так, потому что на объективе насечена резьба, которая позволяет присоединить его к камере, так же как шуруп присоединяется к гайке. Этот тип крепления встречается сейчас редко. Он был популярен в середине и конце XX века. Но это отнюдь не значит, что думать и использовать его нам не придётся. Дело в том, что в то время производилась уникальная оптика, которую сейчас возможно приобрести лишь только за очень большие деньги. А тогда эти объективы стояли не так уж дорого, особенно в нашей великой стране. И вот сейчас многие фотографы используют эти старые объективы. Они присоединяют их к современным камерам с помощью специализированных переходников.

Переходники представляют из себя механизм, одна часть которого имеет один тип крепления, а другая второй. Таким образом, к современной цифровой камере возможно присоединить уникальный советский портретный объектив «Гелиос-М» с фокусным расстоянием 85 мм или же какой-либо другой объектив. При использовании переходников появляются различные трудности, но их легко можно решить. Об этом чуть ниже. Также резьбовым способом крепятся объективы к легендарной камере Leica любого года выпуска.

Третий тип крепления объектива—штыковой. Этот тип крепления объектива используется в большей части современных цифровых зеркальных камер. Штыковым или поворотно-штыковым это тип крепления назывался раньше. Его отличием от резьбового типа была большая оперативность при смене объектива. При использовании резьбового типа приходилось производить несколько оборотов объектива по оси для отсоединения и потом ещё несколько для присоединения. Это занимало немалое время. А в условиях репортажной фотографии это проблематично. Штыковой способ более оперативен. Для отсоединения объектива нужно нажать на специальную кнопку на корпусе камеры, которая освобождает объектив, а после этого повернуть объектив вокруг своей оси. Чаще всего оборот составляет 30-45 градусов. Для присоединения необходимо совместить метки на объективе и камере, поставить объектив и также повернуть его до защёлкивания. Сейчас этот способ крепления называют байонетным, а конкретный тип крепления байонетом.

О конкретных типах стоит сказать отдельно. Каждый производитель выполняет способ крепления объектива к камере исключительно по-своему. Мы рассмотрели лишь способы фиксации как технические варианты этого механизма. Но у каждой камеры свой определённый тип резьбы или байонета. Для того чтобы приобрести объектив для своей камеры нужно знать название крепления и искать объективы подходящие под эти параметры. Если говорить на примерах, то рассмотрим самые популярные модели—Canon и Nikon.

Canon производит для своих камер ещё и объективы Canon, кроме того, например, фирма Sigma также производит для камер Canon объективы. Фирма Sigma производит объективы и для камер Nikon. Но вот сама фирма Nikon объективов не производит, а доверяет эту работу своему подразделению—фирме Nikkor. Больше похоже на пересказ сериала «Санта-Барбара», но это всё демонстрирует тот факт, что существует огромное количество разновидностей крепления объектива к камере. И даже в пределах одного производителя встречаются два или даже три направления креплений. Перед тем как покупать объектив к своей камере или пытаться присоединить его, обратите внимания на последние буквы и иногда цифры на ободке объектива. Сравните их с буковками и цифрами в паспорте камеры или на крайний случай с буквами и цифрами на объективе, который шёл в комплекте с камерой (китовый объектив). Не стоит пытаться зубилом и молотком соединить объективы Pentax и камеру Canon.

Объектив является особенно хрупким предметом. А кроме хрупкости заслуживает внимания его абсолютная точность. В зависимости от необходимых характеристик в объективе может быть закреплено от нескольких единиц до нескольких десятков линз, плюс апертурныи механизм (лепестки диафрагмы и пружины или моторчик для их передвижения). А кроме того возможна фиксация в корпусе объектива зеркал, стабилизатора линз, мотора для передвижения линз. И от каждого миллиметра зависит качество получаемого изображения. Оправа объектива может быть пластиковой или металлической. Металлический корпус более надёжен и долговечен, но совершенно отказываться от пластиковых объективов не стоит. Они более хрупки и через определённый промежуток времени теряют свои характеристики, в сложных условиях жары или мороза они могут совсем выйти из строя, но их цена гораздо ниже, чем у их металлических аналогов. Соблюдая осторожность и аккуратность, возможно довольно долгое время пользоваться и пластиковым объективом.
Почему же в объективе может быть большое количество линз и зачем они нужны. Дело в том, что любая линза искривляет пространство. Этот эффект называется абберацией объектива. Чем большее число линз находиться в объективе, тем менее заметно присутствие на получаемом изображении искривлений. Но оборотной стороной большого количества линз в объективе является малая пропускающая способность света. Ведь каждая линза, будь она самой идеальной в мире, задерживает хотя бы немного света.

Именно светопропускающая способность объектива является одной из его основных характеристик. Ещё одной из определяющих характеристик объектива является его фокусное расстояние. Именно фокусное расстояние определяет в большей мере характер получаемого изображения. Фокусное расстояние—это характеристика объектива, описывающая угол захватываемого им пространства отнесённого к размеру кадра. Угол захватываемого пространства определяется размером кадра камеры. Об этом мы конкретнее поговорим, когда узнаем, что размер кадра у камер бывает разным. Это произойдёт в следующей главе. А пока нам стоит понять одну вещь: фокусное расстояние объектива определяет угол отображения пространства.
Дело в том, что фокусное расстояние невозможно рассматривать без соотнесения его с форматом камеры, так что сейчас мы будем говорить лишь о камерах малого формата. Это камеры с размером кадра 24 mm на 36 mm. Это условно все современные мыльницы, и практически все современные профессиональные и полупрофессиональные зеркальные камеры.
Итак, мы выяснили, что фокусное расстояние объектива определяет угол захвата пространства. Но что это значит? Человеческий глаз, то как мы видим,—это ведь тоже своего рода оптическая система, как и объектив. Человеческий глаз захватывает пространство около 18 градусов. Закройте один глаз, вот Вы и узнаете, сколько это и как это выглядит. Объектив же мы может собрать так, как нам будет угодно. Например, мы можем сделать так, чтобы он захватывал больше пространства. То есть угол фотоизображения будет больше 18 градусов. Или наоборот, меньше пространства—меньше градусов. Исходя изданной дифференциации, объективы делятся на несколько видов.

Мы начнём с середины этой классификации, чтобы лучше понять её. Объектив с фокусным расстоянием 50 мм называется штатным объективом для камеры малого формата и делит собой все объективы на две группы: широкоугольные и длиннофокусные объективы. Все объективы с фокусным расстоянием меньше 50-ти мм относятся к широкоугольным, а с большим— соответственно к длиннофокусным. Для того чтобы понять, почему это так, решим небольшую задачку. Физику и химию мы уже вспоминали, теперь вспомним математику.

Итак, мы уже знаем, что такое малоформатная камера. Малоформатной называется камера с размером кадра или по-другому размером открытого затворного окна 24 на 36 миллиметров. Помните теорему из школьного курса геометрии о гипотенузе прямоугольного треугольника? Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Только не бросайте читать с мыслью «сколько можно уже школьного курса». Для того чтобы понять эту сложную тему, это самый надёжный и быстрый способ.

Итак, если мы заходим узнать длину диагонали кадра, просто решим такой пример: 242+362=х2. х=43. Таким образом, штатный объектив с фокусным расстоянием 50 мм является ближайшим в большую сторону объективом соотнесённым с диагональю кадра малоформатной камеры. Его отображение снимаемых объектов и перспективы является наиболее приближенным к реальности. Практически также видит мир человек. Объективы с другими фокусными расстояниями по-разному отображают пространство.
Возьмём широкоугольный объектив. Другое его название короткофокусный, звучит слегка странно, но иногда употребляется как антоним к обозначению «длиннофокусный». Итак, широкоугольный объектив захватывает больше пространства, чем штатный и обозначается цифрами меньше 50 mm. Какой же минимум?

Юридически нигде не записано, каков минимум в миллиметрах для широкоугольных объективов. Но практически, объектив, который может захватить пространство свыше 180 градусов, собрать очень сложно. В линейке объективов практически любой марки представлен объектив под особым названием—«Рыбий глаз» (fish-eye). Этот объектив вписывает захватываемое им пространство в круг, так как угол его захвата равен или превышает 180 градусов.

Эти объективы делятся на две части: циркулярные и полнокадровые. Циркулярные объективы дают изображение, в прямоугольной рамке которого находиться круг видимого пространства, а по краям кадра пустое пространство. Это связано с тем, что данный вид объектива даёт картинку с углом захвата 180 градусов и по горизонтали и по вертикали. Полнокадровые объективы рыбий глаз не оставляют пустого пространства на поле кадра, но это происходит из-за того, что изображение имеет развёртку 180 градусов только по диагонали, а края круглой картинки будто отрезаны.

Фокусное расстояние объективов рыбий глаз равно около 8 мм. Но в зависимости от модели и производителя возможны некоторые расхождения: например, можно встретить «рыбий глаз» с фокусным расстоянием 12 мм или 15 мм. Но в выдающемся клубе объективов рыбий глаз есть свои легенды. Знаменитость среди объективов Fisheye-Nikkor 6mm f/2.8s. Угол отображаемого им пространства 220 градусов, вес—5,2 киллограмма.

Объективы рыбий глаз являются самыми широкими из широкоугольных объективов. Они и близкие к ним по фокусному расстоянию и характеру передачи пространства объективы называют иногда сверхширокоугольными. Это название подчёркивает тот факт, что характер получаемого изображения совершенно особенный и необычный.

Что касается всех широкоугольных объективов, то получаемое с их помощью изображение можно описать так: необычно большой захват пространства, искажение перспективы. Искажение перспективы является одновременно и тем, что заставляет нас выбирать широкоугольный объектив, и тем, что заставляет нас отказаться от его использования. Во-первых, в условиях ограниченного пространства широкоугольный объектив спасает фотографа, но делает он это особенным способом. Широкоугольный объектив вытягивает объекты кадра тем сильнее, чем дальше от центра они расположены. Практически это выглядит так: если мы снимаем группу людей широкоугольным объективом, то люди, находящиеся в центре кадра, будут изображены правильно, а люди, находящиеся на периферии кадра, будут непропорциональными. Тела их будут вытянуты к углам кадра, прямые углы станут острыми. Но это ещё не все пространственные абберации.

 

Широкоугольный объектив совершенно особенным образом отображает объекты разноудалённые от точки съёмки. Даже если два одинаковых предмета будут расположены на немного разном расстоянии от камеры, то их размер на полученном изображении будет отличаться в разы. Получается, что широкоугольный объектив ломает перспективу снимаемого пространства, и изменяет размер предметов в зависимости от удалённости их от объектива. Широкоугольный объектив используется для съемки в ограниченном пространстве, для съёмки больших объектов, которые невозможно снять нормальными объективами, например, здания, также для съёмки необычных по способу передачи пространства и геометрии кадров.

Следующая группа объективов—длиннофокусные объективы, или по-другому телеобъективы. Это объективы с фокусным расстоянием больше 50 мм. Существует также другая классификация, по которой за нормальным или штатным объективом, следует портретный объектив с фокусным расстоянием от 50 до 135 мм. А уже потом следует телеобъектив. Но мы объединим портретный и длиннофокусный объективы. Всё потому что характер получаемого с их помощью изображения практически одинаковый. Портретные объективы называются так, потому что они сильно приближены к получению картинки похожей на ту, что видит человек собственными глазами. Это включает в себя и близкий к человеческому глазу угол захвата пространства, и масштаб получаемого изображения, и перспектива.

Точно также как мы не могли отыскать нижний предел, сложно говорить о верхнем. Встречаются уникальные телеобъективы с фокусным расстоянием 1000 mm и больше. Или, например, объектив Carl Zeiss Apo Sonnar T* 1700 mm весом в 256 кг, который создан для использования со среднеформатной камерой Hasselblad. Это зависит от производителя. Но одно неизменно—это характер получаемого с помощью длиннофокусного объектива изображения. Во-первых, длиннофокусный объектив приближает снимаемый объект. Точно также как бинокль или телескоп, тем более что они тоже длиннофокусные оптические системы. Чем большее фокусное расстояние у объектива, тем более узок угол захвата изображения и тем сильнее он приближает удалённые объекты.

Таким образом, для телеобъектива с большим фокусным расстоянием нужно достаточно большое пространство для того, чтобы поместить изображаемый объект в поле кадра. Это всё равно, что рассматривать соседний дом из телескопа для наблюдения за луной. Ещё одной важной характеристикой получаемого с помощью телеобъектива картинки является сжатие пространства. Помните, мы говорили, что широкоугольные объективы изменяют в размерах предметы разноудалённые от камеры. То есть вполне возможно, что на картинке одного размера будет человек и трёхэтажный дом, находящийся за ним на некотором расстоянии. При использовании длиннофокусного объектива эффект прямо противоположный. Отображаемое пространство сжимается и объекты, находящиеся на разном удалении от камеры, будто наслаиваются друг на друга. Задний план напирает на передний.

Также при прочих равных условиях длиннофокусный объектив даёт картинку с меньшей глубиной резкости, чем широкоугольный. То есть длиннофокусный объектив в большей мере замывает задний фон. Таким образом, длиннофокусные объективы используются для съемки портретов и предметов. Спорт снимают на телеобъективы для того, чтобы приблизиться к спортсмену. По этой же причине многие репортёры используют длинный объектив, чтобы быть как можно дальше от объекта съемки и не отвлекать его. Также телеобъективы используют фотографы натуралисты.

У нас получилась классификация объективов по фокусному расстоянию. Где все объективы делятся на две части штатным объективом, фокусное расстояние которого высчитывается в зависимости от размера кадра камеры. Этот объектив будет называться нормальным. Все объективы с меньшим фокусным расстоянием мы относим к широкоугольным, объективы с большим фокусным расстоянием к длиннофокусным. Также существуют отдельные названия для некоторых типов объективов с определёнными фокусными расстояниями. Рыбий глаз—объектив с углом захвата пространства 180 и более градусов. Портретный объектив с фокусным расстоянием около 85 мм и максимальным относительным отверстием близким к f/1: f/1,4, f/1,8, f/2, или f/2,8.

Максимальное относительное отверстие—это ещё одна важная характеристика объектива. Эта характеристика говорит нам о том, насколько сильно в данном объективе можно открыть диафрагму. Так как диафрагма находиться внутри объектива, то важно понять каковы возможности фотографа при использовании данного объектива. Мы уже говорили о творческой составляющей использования диафрагмы, но не упомянули о том, что не всегда возможно использовать её по максимуму. Например, мы снимаем портрет и хотим замыть фон так, что его невозможно будет разобрать. Но в руках у нас лишь объектив с максимальным относительным отверстием f/5,6. Это значит, что минимальная диафрагма, которую мы сможем выбрать в программе приоритета диафрагмы, будет f/5,6. Конечно, это позволит нам немного замыть фон, но если он близко расположен к объекту съёмки, это почти невозможно. Для решения этой задачи нам нужен объектив с максимальным относительным отверстием хотя бы f/2,8, а лучше что-то близкое к f/1.

Казалось бы, проблема имеет простое решение—просто покупать и делать объективы с максимальным относительным отверстием близким к f/1, но… Любая линза так или иначе задерживает или отражает свет, проходящий сквозь неё. И для того чтобы нивелировать этот эффект, производители создают высококачественные линзы, покрывают их просветлениями, применяют другие хитрости. Но всё это усложняет работу и делает объективы дорогими и достаточно громоздкими.

Просветлением называют тонкую плёнку на передней линзе объектива. Эта плёнка не позволяет свету отразиться от поверхности стекла. Таким образом, просветление повышает светопропускающую способность объектива. Толщина плёнки составляет несколько сот микрон. Поэтому следует бережно обходиться с объективом. Но слово «бережно» может быть понято по-разному. Возможно, бережно значит не бросать объектив на асфальт с высоты 2-3 метров, но в данном случае это значит ещё большую аккуратность.

Дело в том, что просветление больше всего подвержено разрушению из-за попадания на него масла и жира. И речь тут идёт не о галлонах, а маленьких крупицах. Мы ведь все знаем, что наши отпечатки пальцев уникальны, но не все знают, что сколько бы мы ни мыли руки с мылом, мы всё таки будем оставлять эти отпечатки. Отпечаток как раз и является нашим следом, в состав которого входит жир и масла. Что же происходит после касания передней линзы руками. Сначала остаётся след, потом он нарушает просветление и начинает разрушать линзу. Изображение становиться менее контрастным, резким и выверенным по светам и теням.

Существует метод борьбы с такими загрязнениями на объективе. Для этой цели придуман маленький агрегат под названием ленз-пенс (lens-pens). Или чистящий карандаш. С его помощью мы сможем убрать с передней линзы объектива отпечатки пальцев и мелкие соринки. Пользоваться ленз-пенсом нужно особо аккуратно. И всегда помнить, что в первозданное состояние объектив невозможно вернуть никак, если на его поверхности появились жирные следы. Хотя есть один способ. Но о неё чуть позже.

Покупая объектив для собственного использования, необходимо взвешивать на чаше весов цену объектива и его показатели. Существуют разные подходы к решению этого вопроса, но одно можно сказать наверняка. Для собственного успокоения и роста нужно всегда иметь запас прочности. Это значит, например, что хотя у нас есть вспышка и замечательная цифровая камера, но выбирая между неплохим объективом с максимальным относительным отверстием f/5,6 и хорошим объективом с отверстием f/1,5, стоит задуматься. Да, объектив с диафрагмой f/1,5 гораздо дороже, но всегда ли я захочу снимать со вспышкой, нравиться ли мне тот факт, что я не смогу замыть фон полностью. Это просто вопросы. И ответы на них не должны приносить мучения. Если у Вас есть средства только на объектив f/5,6, даже не думайте переживать. Покупайте и творите. И наоборот. Если у Вас есть возможность купить любой объектив, за любые деньги, подумайте, зачем он Вам. Возможно, стоит потратить эти деньги на что-то более важное: подарок жене или детям. Или возможно, купить чью-то фотографию и повесить её над камином. Ещё вопрос, чтобы было со многими художниками, если бы не было таких людей как Савва Морозов и Третьяков.

Есть множество причин заниматься фотографией. И только одна из них настоящая. «Я не хочу заниматься фотографией, но чтобы я не делал, я делаю фотоснимки».

Есть множество людей, которые по-разному смотрят на вещи, на фотографию. И это прекрасно. Для кого-то наличие боке на портретном снимке—это профессиональная деталь, необходимая и непреложная. Эти люди знают, для чего им объектив с максимальным относительным отверстием f/1,1. Боке называют размытое фоновое изображение на снимке, которое придаёт фотографии особенное неповторимое звучание. Любая точка, находящаяся в нерезкости, превращается в нечёткий диск. Это добавляет в фотографию необычность. Степень боке определяется использованием объектива. Чем более открыта диафрагма объектива, тем ярче выражен эффект боке.

Одними из общепризнанных лидеров для получения идеального боке являются объективы Canon EF 135/2.8 with Softfocus, Nikon 135/2 DC и 105/2 DC. Но Вы всегда ищите своё. Своё дело и своё звучание в этом деле. И тогда Вы поймёте, что для воплощения себя Вам необходимо.

Итак, мы узнали о таких характеристиках объектива как тип фиксации к корпусу камеры, фокусное расстояние, максимальное относительное отверстие.

Некоторые фотографы предпочитают иметь два объектива на все случаи жизни. Один из них широкоугольный, другой длиннофокусный. Чаще всего два этих объектива в таком случае будут являться зум-объективами. Зум-объективом называют объектив с переменным фокусным расстоянием. То есть это объектив, в котором можно менять угол захвата снимаемого пространства. Объективы, у которых такую операцию совершить нельзя называются дискретными объективами. Это ещё одна классификация объективов. Но в ней кроется одна очень важная для всех людей проблема. Это лень. Конечно же, можно купить камеру с китовым объективом. Китовый объектив-объектив, который продаётся в комплекте с камерой и чаще всего является средним зумом. Это значит, что он близок к нормальному объективу и захватывает немного от широкоугольного и от длиннофокусного. Если объектив и правда хороший—в стальной оправе и с достаточным для нас относительным отверстием, то можно вздохнуть с облегчением и какое-то время не о чём не переживать. Но чаще всего этого бывает не достаточно.

Большинство фотографов хотят или обладают несколькими объективами. Если в их линейке объективов преобладают зум-объективы, то они хотят их как минимум три. «Широкий зум»—объектив с переменным фокусным расстоянием в диапазоне от ~8 mm до ~40 mm; «средний зум»—объектив с переменным фокусным расстоянием в диапазоне от ~15 mm до ~100 mm; «длинный зум»—объектив с переменным фокусным расстоянием от ~70 mm до ~1600 mm.

Категория: Новинки фототехники | Добавил: lofg (16.05.2015)
Просмотров: 480 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz